Ежегодно ко Дню Великой Победы в Музейном Центре «Наследие Чукотки» открываются выставки посвященные истории Великой Отечественной войны. Новый музейный проект проводит параллель между прошлым и настоящим. Выставка включает два основных комплекса.
8 апреля 2024 года в выставочном пространстве международного аэропорта им. Ю.С. Рытхэу начнет работать выставка «Чукотка. Здесь мой дом» Бориса Зенина, фотографа из Эгвекинота.
Представленная коллекция фотографий создана Борисом в течение последних лет его творческой деятельности. Выставочный проект погрузит в удивительный мир Чукотки, даст возможность почувствовать неповторимый дух и атмосферу дикой, непокоренной природы через объектив талантливого фотографа.
В экспозиции представлены пейзажи с бескрайними просторами региона, с вечной мерзлотой и сияющим полярным северным сиянием. Снимки фауны будут сопровождаться изображениями флоры - красивых тундровых цветов, гор и водоемов. Это откроет посетителям выставки возможность полюбоваться не только на животный мир Чукотки, но и на ее уникальные природные ландшафты, создавая возможность окунуться в атмосферу этого удивительного края.
Всего за несколько десятилетий национальная литература Чукотки прошла путь от устного фольклора до высокой культуры литературного языка.
Её истоки берут своё начало в народных сказаниях и верованиях, в религиозных обрядах, в танцах и песнях народов этого сурового заснеженного края, в таких традиционных промыслах, как резьба по моржовой кости, которая тоже является своеобразной поэзией, выраженной при помощи резца на бивне моржа или кости кита рисунками, повествующими о жизни и быте оленеводов и морских охотников.
Владимир Богораз, Пётр Скорик, Иннокентий Вдовин, Георгий Меновщиков, Екатерина Рубцова, Вера Цинциус, Елизавета Орлова… Эти имена можно смело приравнять к именам Кирилла и Мефодия, так как этими лингвистами, этнографами и педагогами были разработаны чукотский и эскимосский алфавиты, на основе которых и была создана письменность народов Чукотки.
В 2022 году исполняется 80 лет с начала эксплуатации воздушного маршрута Аляска — Сибирь (АЛСИБ, или Красноярская воздушная трасса). Создание воздушной трассы по переброске самолетов из США на восточный фронт является одной из ярких страниц в истории Второй Мировой войны и по масштабам трудового подвига, совершенного жителями Чукотки, которые строили взлетно-посадочные полосы и по героизму летчиков, перегонявших самолеты в чрезвычайно суровых климатических условиях. В Победе над фашисткой Германией проявилась вся мощь многонациональной России. В равной степени это была Победа и народов Чукотки.
Для всех посетителей музея, и особенно увлеченных изучением темы «Аляска-Сибирь», Музейный Центр «Наследие Чукотки» сообщает, что постоянная экспозиция дополнилась макетом интерактивной карты (1мх2м), и масштабными макетами перегоняемых самолетов.
25 мая 2005 года, войдя в новое здание, Музейный Центр «Наследие Чукотки открыл новую современную экспозицию, с самым главным новшеством – Залом медиа экспозиции «Точка отсчета», которое сразу сделало наш небольшой провинциальный музей одним из самых интересных и привлекательных музеев России.
Не стоящее на месте время и новые потребности нового посетителя, воспитанного уже в новом анадырском музее, подтолкнули специалистов Музейного Центра «Наследие Чукотки» к созданию нового масштабного музейного полотна «Вселенная Белого медведя», размещенном в Зале медиа экспозиции и прилегающем к нему пространстве.
Ее цель - в суперсовременном высокотехнологичном пространстве отразить необъятный мир - Вселенную Белого медведя.
Новая выставка Музейного Центра «Наследие Чукотки» подготовлена в рамках проекта под патронажем Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа «Чукотка – территория открытий». Проект стартовал в 2010 году, объединив в себе всестороннее исследования географической, этнокультурной и исторической самобытности Русской Арктики, и привлек широкое внимание российской и международной общественности к уникальным историко-культурным и географическим объектам арктических регионов России, к которым относится и Чукотка.
Выставка «Чукотка - территория открытий» на основе вещественных, письменных и документальных источников представляет наиболее яркие историко-географические события XVII-XX вв., происходившие на северо-востоке России.
Музейный Центр «Наследие Чукотки» приглашает на открытие персональной выставки Ирины Левашовой «Волшебство воды и туши».
Выставка представляет жителям региона совершенно новый незнакомый для нас вид изобразительного искусства – монохромную живопись – суми-э (в переводе с японского «картина тушью»).
Со времени своего зарождения в Китае в первых веках нашей эры и в течение всего последующего развития монохромная живопись основывалась на принципах философского мировосприятия, на акцентировании духовно-интеллектуальных аспектов творческого процесса. Трактат знаменитого китайского поэта и художника Ван Вэй (699-759) «Тайны живописи» начинается словами: «Средь путей живописца тушь простая превыше всего. Он раскроет природу природы. Он закончит деянье Творца».
22 сентября 2017 года в 16:00 в Музейном Центре «Наследие Чукотки» открывается новая выставка «Духовный мир настоящих людей».
Она посвящена богатой внутренней жизни народа, который мы привыкли называть «чукчи». Однако еще совсем недавно, в 1920-1930-е годы, их самоназвание «лыо’равэтлян» — «настоящие люди» - бытовало в качестве официального. В основе традиционных религиозных верований этого самого многочисленного из коренных народов Чукотки — анимизм - одухотворение всех явлений и объектов окружающей действительности.
Музейный центр «Наследие Чукотки» открывает выставку, посвященную создателю системы знаков, прообраза оригинальной письменности, Теневилю. Теневиль (1890-1944 гг.) – оленевод Усть-Бельской тундры придумал для обозначения популярных в обиходе слов около тысячи графем - рисунков предметов или условных знаков.
Не имея бумаги, он выцарапывал на узких дощечках разные значки, обозначавшие имена, предметы, понятия, явления. Иногда рисунок был прост - изображал животное или предметы обихода – кружку, стакан. Но большинство графем настолько сложны, что значение их до сих пор не расшифровано.
В 1933 году Теневиль подарил образцы своей письменности полярнику А. Миндалевичу, который доставил их в Ленинград профессору В. Г. Тан-Богоразу. Через год ученый встретился с чукотским самородком и позже написал о нем статью.
1 августа в 15:00 в Музейном Центре «Наследие Чукотки» открывается палеонтологическая выставка «Чукотка после эры динозавров», посвященная одной из крупнейших эпох в истории Земли - палеогеновому периоду.
Новую экспозицию по праву можно назвать уникальной. На ней представлены палеонтологические редкости, возрастом от 60 миллионов лет. Многие образцы демонстрируются впервые и показывают богатство флоры и фауны в эпоху палеогена. Все находки - около 100 отпечатков растений и животных - были собраны палеоботаником Александром Грабовским во время его экспедиций по Южной и Центральной Чукотки.
В год экологии в рамках проекта «Живая природа Чукотки» многие выставочные проекты Музейного Центра повествуют о первозданной, суровой природе нашего региона.
20 июля открывается еще одна выставка «Живое море», представляющая фауну холодных арктических морей, омывающих Чукотку.
Суровость климата и холодные воды не позволяют животному и растительному миру полноценно завоевать просторы чукотских морей. Здесь обитают только самые стойкие представители флоры и фауны, которые адаптировались к низким температурам. И, тем не менее, моря региона вовсе не безжизненная пустыня.
В экспозиции новой выставки представлены 15 живописных произведений известных художников, хранящиеся в фондовом собрании Музейного центра «Наследие Чукотки». Во всех представленных картинах, таких известных «мастеров кисти» как, Владимир Истомин, Дмитрий Козлов, Валерий Линовицкий поэтично зафиксирована суровая простота северного пейзажа. Ведь пейзаж – это основной жанр чукотских художников проживающих в разные годы и разных уголках нашего края.
Все художники, работы которых вошли в экспозицию, не раз представляли свое творчество в коллективных и персональных выставочных проекта разного уровня и в разных регионах страны, сделав суровый северный ландшафт уникальной художественной парадигмой.
На выставке представлено более 30 экспонатов, освещающие легендарную страницу истории Чукотки. Экспозиция представлена двумя комплексами.
Первый комплекс раскрывает жизненный путь чукчи Тэгрынкеу, который посетив Японию, в городе Нагасаки был арестован и бит за типичное чукотское выражение удивления при виде красивого города – «какомей», что было близко по звучанию на японском языке возгласу «долой императора». Но когда разобрались – отпустили.
Второй комплекс посвящен 85-летию со времени проведения I Чукотского окружного съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов. 22–28 апреля 1932г. На окружном съезде присутствовало 40 делегатов с решающим голосом и 6 – с совещательным. Здесь были чукчи, эскимосы, чуванцы, юкагиры, эвены русские.
Выставка, посвящённая 75-летию начала перегона самолетов по трассе Аляска – Сибирь в годы Великой Отечественной войны. Аляска-Сибирь - часть авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза.
9 октября 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации доставки самолётов из США в СССР по воздуху. Создание этой трассы возлагалось на Главное управление Гражданского воздушного флота под началом генерал-майора В. С. Молокова. Было изучено несколько различных маршрутов, и выбран путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска.
За 10 месяцев на Чукотке были построены аэродромы и взлетно-посадочные полосы в Уэлькале (Иультинский район, недалеко от поселка Эгвекинот) и в селе Марково.
С 10 марта 2017 года в пассажирском терминале международного аэропорта «Анадырь» начинает работать выставка «Чукотские Акварели». Её экспонаты – 13 произведений из графической коллекции Музейного Центра «Наследие Чукотки» - отражают главные достоинства художественных процессов региона 1970-1990х годов: высокое профессиональное мастерство, самобытная манера, эмоциональная насыщенность работ.