25 мая 2005 года, войдя в новое здание, Музейный Центр «Наследие Чукотки открыл новую современную экспозицию, с самым главным новшеством – Залом медиа экспозиции «Точка отсчета», которое сразу сделало наш небольшой провинциальный музей одним из самых интересных и привлекательных музеев России.
Не стоящее на месте время и новые потребности нового посетителя, воспитанного уже в новом анадырском музее, подтолкнули специалистов Музейного Центра «Наследие Чукотки» к созданию нового масштабного музейного полотна «Вселенная Белого медведя», размещенном в Зале медиа экспозиции и прилегающем к нему пространстве.
Ее цель - в суперсовременном высокотехнологичном пространстве отразить необъятный мир - Вселенную Белого медведя.
Новая выставка Музейного Центра «Наследие Чукотки» подготовлена в рамках проекта под патронажем Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа «Чукотка – территория открытий». Проект стартовал в 2010 году, объединив в себе всестороннее исследования географической, этнокультурной и исторической самобытности Русской Арктики, и привлек широкое внимание российской и международной общественности к уникальным историко-культурным и географическим объектам арктических регионов России, к которым относится и Чукотка.
Выставка «Чукотка - территория открытий» на основе вещественных, письменных и документальных источников представляет наиболее яркие историко-географические события XVII-XX вв., происходившие на северо-востоке России.
Удивительные места рождают удивительных людей, а часто и целые семьи. Таковы науканцы и таков Наукан. Здесь давно, еще в XX веке соединились две звезды: охотник Тлюаун был из рода ситк’унаг’мит, символом которого была косатка, и белолицая красавица Рультытына из рода маюг’эг’мит, преклонявшегося могучему белому медведю – Нануку. Их продолжение – созвездие ярких талантов, прославивших свою землю: великая мастерица, создатель национального ансамбля «Белый парус» Маргарита Сергеевна Глухих; знаток науканского диалекта, многолетний редактор эскимосского радиовещания Нина Сергеева Энмынкау; врач Зоя Сергеевна Иванова. Это только три имени из всей семьи, но их знает вся Чукотка.
Младшая среди сестер Зоя Иванова лечила детей и взрослых в Лаврентия, Нешкане, Лорино, Канчалане, Анадыре, Хабаровске; пела и танцевала в ансамбле «Белый парус»; участвовала в гонках на собачьих упряжках; вела активную общественную работу.
Самые волшебные праздники на календаре – это семейные праздники Новый год и Рождество Христово, которые ждут и дети, и взрослые в предвкушении чуда и добра.
Зима – удивительная пора, когда земля укутывается в белоснежное одеяло, а природа засыпает, предвкушая во сне будущее весеннее пробуждение. Зима всегда была красивейшим временем года.
Музейный Центр «Наследие Чукотки» в преддверии радостных зимних праздников открывает выставку «Зимняя сказка», основой которой стали новые экспонаты из таксидермической коллекции фауны Чукотки.
Волшебный мир животных и птиц оживает на подиумах выставки. Посетители увидят обитателей тундры: зайчика, сидящего под елочкой, бегущую росомаху, белого песца рядом с горностаем и многих других.
Татьяна Крикун родилась в 1983 году в поселке Уэлен. Здесь выросла. Училась у Эдварда Федорович Таченко и Валерия Николаевича Долгоаршинных в Уэленской школе искусств, знакомилась с работами всемирно известных мастеров-косторезов. С юных лет она участвовала в детских Международных конкурсах и занимала призовые места. После окончания Уэленской школы в 2000 году, Татьяна поступила в Анадырский национальный колледж искусств на художественное отделение. Здесь она училась у Нины Михайловны и Владимира Викторовича Коваль.
Одной из главных тем в работах автора является Чукотка - её бескрайние просторы и суровая красота. Образы животных в рисунках Татьяны получаются добрыми, как в сказочной интерпретации, так и в естественной среде. Она с юмором переносит на полотно свои впечатления и эмоции, делится неиссякаемым позитивом и радостью.
Полувековой рубеж прошла самая восточная телевизионная студия нашей страны – Анадырская студия телевидения. Сейчас это предприятие уже носит название Государственная телерадиокомпания «Чукотка». Выставка позволит узнать много нового об истории создания программ и съёмочном процессе, познакомит посетителей с историческими личностями чукотского телевидения.
Экспозиционный зал будет тематически зонирован: блок, посвященный работе в студии, позволит посетителям познакомиться с процессом создания программы телевидения, аппаратурой, которая использовалась для съемок и записи звука; далее представлена история развития студии и особо значимые события. Отдельный комплекс посвящен истории и сотрудникам Радио Чукотки.
Музейный центр «Наследие Чукотки» открывает выставку, раскрывающую жизнь коренных малочисленных народов Чукотки в гармонии с природой. Их многовековой опыт жизни, приобретенный в тесном общении с окружающим миром, нашел свое выражение в народных знаниях, методах воспитания детей, обрядах и обычаях. Все это имеет отражение в фольклоре, танцах, изобразительном искусстве.
Высочайшее напряжение духовных и физических сил требовала хозяйственная деятельность оленеводов и морских зверобойных охотников, потому что природа давала человеку пищу, одежду, материал для строительства жилищ и средств передвижения. Из поколения в поколение передавались наблюдения о повадках животных, птиц и рыб, лучшие способы охоты, пути миграции диких оленей, техника изготовления орудий труда.
С 29 сентября 2017 года в Музейном Центре «Наследие Чукотки» работает историко-документальная выставка, посвященая 85-летию со дня рождения государственного и общественного деятеля Лины Григорьевны Тынель (1932-1999).
«…Родина начинается с моей Чукотки» - в заголовок выставки вынесены строки одной из её статей, вышедшей в те годы, когда Лина Григорьевна работала председателем исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся Чукотского автономного округа и отдавала все свои силы, знания и опыт развитию своей Родины: малой – Чукотки и большой – России.
Задача выставки – показать Л. Г. Тынель не только, как общественного деятеля, но и замечательного чуткого человека. Основные документы, показанные на выставке, переданы в музей наследниками Лины Григорьевны.
Музейный Центр «Наследие Чукотки» приглашает на открытие персональной выставки Ирины Левашовой «Волшебство воды и туши».
Выставка представляет жителям региона совершенно новый незнакомый для нас вид изобразительного искусства – монохромную живопись – суми-э (в переводе с японского «картина тушью»).
Со времени своего зарождения в Китае в первых веках нашей эры и в течение всего последующего развития монохромная живопись основывалась на принципах философского мировосприятия, на акцентировании духовно-интеллектуальных аспектов творческого процесса. Трактат знаменитого китайского поэта и художника Ван Вэй (699-759) «Тайны живописи» начинается словами: «Средь путей живописца тушь простая превыше всего. Он раскроет природу природы. Он закончит деянье Творца».
22 сентября 2017 года в 16:00 в Музейном Центре «Наследие Чукотки» открывается новая выставка «Духовный мир настоящих людей».
Она посвящена богатой внутренней жизни народа, который мы привыкли называть «чукчи». Однако еще совсем недавно, в 1920-1930-е годы, их самоназвание «лыо’равэтлян» — «настоящие люди» - бытовало в качестве официального. В основе традиционных религиозных верований этого самого многочисленного из коренных народов Чукотки — анимизм - одухотворение всех явлений и объектов окружающей действительности.
Музейный центр «Наследие Чукотки» открывает выставку, посвященную создателю системы знаков, прообраза оригинальной письменности, Теневилю. Теневиль (1890-1944 гг.) – оленевод Усть-Бельской тундры придумал для обозначения популярных в обиходе слов около тысячи графем - рисунков предметов или условных знаков.
Не имея бумаги, он выцарапывал на узких дощечках разные значки, обозначавшие имена, предметы, понятия, явления. Иногда рисунок был прост - изображал животное или предметы обихода – кружку, стакан. Но большинство графем настолько сложны, что значение их до сих пор не расшифровано.
В 1933 году Теневиль подарил образцы своей письменности полярнику А. Миндалевичу, который доставил их в Ленинград профессору В. Г. Тан-Богоразу. Через год ученый встретился с чукотским самородком и позже написал о нем статью.